Подождите
идет загрузка

Взаимодействие ФНС и Центробанка по выявлению благонадежности клиентов

Взаимодействие ФНС и Центробанка становится все плотнее по вопросам определения благонадежности клиентов и носит двухсторонний порядок: 

1.  2 октября 2017 года подписано совместное письмо №№ 01-40 / 7949, ММВ - 20- 2/150@   " О представлении информации по пунктам 5 и 10 приложения №1 к Соглашению об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной налоговой службой".

Соглашением установлено, что Банк России на основании запросов получает от налоговых органов информацию о соответствии бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной заемщиками кредитных организаций, учредителями(участниками) кредитных организаций, векселедателями и другими дебиторами в налоговые органы, в Банк России или кредитную организацию.

Совместным письмом Центробанк и ФНС определили порядок обмена данной информацией.

Запросы банка России исполняются только при наличии согласия налогоплательщика на признание сведений, составляющих налоговоу тайну, общедоступными. Согласие должно быть представлено по утвержденной форме - приказ ФНС России  от 15.11.2016 года № ММВ-7-17/615@. Это позволит выявлять Банку России недобросовестных заемщиков, а также послужит риск- ориентиром для налоговых органов при выявлении недобросовестных налогоплательщиков.

2. Банк России подготовил и направил в банки для применения новые методические рекомендации №18-МР от 21.07.2017 года по выявлению и пресечению операций, действительными  целями которых могут являться уклонение от уплаты налогов, обналичивание, финанстрование терроризма и тому подобное. При этом, рекомендации составлены таким образом, что могут доставить неприятности даже добропорядочному бизнесу. Банки активно применяют данные методические рекомендации и рассылают клиентам письма с требованием предоставления документов и пояснений по сделкам, которые считают сомнительными. При непредставлении банку пояснений расчетный счет клиента блокируется до момента разрешения данного вопроса.

На что обращают внимание специалисты банка при проведении контрольных мероприятий прежде всего :

- операции,отвечающие признакам транзитных, которые искуственно завышают размер уплачиваемых с банковсих счетов налогов с 0,5 - до 0,9% от дебетового оборота по счету - выявление компаний - однодневок;

- оценка деятельности клиента по полноте уплаты налогов - критерий - 0,9% от общего дебетового оборота клиента.

Одновременно отмечается, что уплата налогов и иных обязательных платежей в размере  ниже, чем 0,9% не является единственным определяющим фактором для "автоматического" признания факта совершения клиентом сомнительных операций.

Банк России рекомендует также принимать во внимание следующие дополнительные признаки:

- со счета не производятся выплаты заработной , НДФЛ, либо платежи не соответствуют среднесписочной численности сотрудников и свидетельствуют о занижении реальных сумм заработной платы;

- фонд заработной платы сотрудников установлен из расчета ниже официального прожиточного уровня;

- по счету осуществляется уплата НДФЛ, но нет уплаты страховых взносов;

- остатки денежных средств на счете отсутствуют, либо незначительны по сравнению с объемами проводимых операций;

- отсутствует связь между основаниями по зачислению и списанию средств со счета клиента;

- происходит резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного при открытии;

- со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности - аренда, связь, коммунальные и другие;

- денежные средства поступают от покупателей с НДС, а списываются без НДС по операциям займа, обеспечение обязательств и прочее. При этом анализируется клиенты со сходной деятельностью и структура входящего и исходящего НДС.

При этом Центробанк также рекомендует в рамках управления  риском при выявлении клиентов, проводящих сомнительные операции  осуществлять контроль идентификатора устройства, с которого осуществляются платежи. В случае выявления факта совпадения представителя клиента с лицом, ранее осуществляющим аналогичные полномочия в отношении других клиентов, счета которых были закрыты в рамках "противолегализационных" мероприятий рекомендует относить такого клиента к категории повышенного риска и реализовывать в отношении него мероприятия, направленные на минимизацию риска в соответствии с правилами внутреннего контроля.

ФНС и Центробан ктаким образом  наращивают контрольные мероприятия в отношении клиентов,  будьте осторожны и учтите данные рекомендации в ведении своей деятельности.   

     

Автор материала

Чайка Елена

Тематика материала:

Бухгалтерский учет

Дата публикации:
22.10.2017

Будьте в курсе всех новинок

Оставьте свой e-mail и Вы узнаете первым о появлении нового курса

  • +7 (913) 366-21-19